По сравнению с вызовом налогоплательщика на основании статьи 90 Налогового кодекса, вызов по 31-ой статье трактуется гораздо шире. Поводов для такого малоприятного приглашения может быть множество, постараемся рассмотреть основные из них в нашей сегодняшней статье.
Так как для вызова на допрос по повестке оснований не всегда достаточно, то используется 31-ая статья НК РФ. Хотя процедура практически та же, что и допрос, и проходит в формате «Вопрос — Ответ». Зачастую даже оформляется протокол допроса, несмотря на то, что налогоплательщик вызывается уведомлением, а не повесткой. Иногда в документе инспекторы фразу «Протокол допроса» просто меняют на «Протокол опроса», остальная же часть остается той же формы.
Но небольшое отличие все-таки присутствует. И это как раз таки основание вызова. Наша юридическая практика показала, что по повестке чаще всего вызывают при проведении камеральных или выездных проверок. В то время как уведомление присылают еще до начала налоговой проверки, дабы обсудить с налогоплательщиком вопрос доначислений.
Дело в том, что с каждым годом количество выездных проверок снижается, хотя объем поступлений в бюджет только растет. Налоговые органы поняли, что вместо долговременных проверок и последующих судов гораздо эффективнее работает предварительная встреча с налогоплательщиком. С ним сразу обсуждаются проблемные поставщики или заказчики, установленные в ходе налогового мониторинга.
Представителям организаций, которых вызвали уведомлением, предлагается оплатить налоги по взаимоотношениям с тем или иным контрагентом. В противном случае инспекция предупреждает о возможной выездной проверке.
Неудивительно, что бизнесменами такое давление воспринимается как угроза. Мало кто желает, чтобы налоговики в ходе выездной копались во всех документах компании. Потому, даже если операции реальны, а контрагент добросовестный, многие предпочитают исключить его из состава расходов, увеличивая при этом налогооблагаемую базу.
Причины вызова по статье 31 НК РФ
В принципе темой для обсуждения могут стать любые налоги, которые обязана уплачивать организация — НДФЛ, налог на имущество, НДПИ, налог на прибыль и другие, но чаще всего разговор идет об НДС.
Но в нашей практике не единожды встречались ситуации, когда статья 31 НК РФ стала основанием для вызова учредителей недавно открытого юридического лица, а также только-только зарегистрировавшихся индивидуальных предпринимателей.
Конечно, в отношении нового бизнеса ни о какой налоговой проверке еще не может идти речи. Просто ФНС перестраховывалась и пыталась отсеять номинальные фирмы-однодневки сразу на этапе регистрации. Если с вами вдруг произошло подобное, то мы подготовили целую статью о том, какие вопросы задают в налоговой инспекции при открытии ООО или ИП.
Не редко собирается целая комиссия из налоговиков разного ранга. А задаваемые ими вопросы могут касаться низкой налоговой нагрузки по сравнению с аналогичными компаниями в отрасли, структуры и динамики налоговых поступлений, рентабельности активов организации и других важных для ИФНС критериев. Потому внимательно прочтите полученное уведомление, чтобы хотя бы примерно знать к каким вопросам готовиться.
Как выглядит уведомление о вызове налогоплательщика
Вот типовая форма данного документа.
На этом образце видно, что в отличие от той же повестки, в уведомлении хоть и не красноречиво, но все-таки указана причина, по которой инспектор желает видеть налогоплательщика.
Тут же мы видим отсылку к подпункту 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ, который гласит буквально следующее:
Налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. | пп.4 п.1 ст.31 НК РФ
Чаще всего таким извещением вызывают либо генерального директора предприятия, либо главного бухгалтера, потому что обсуждаемые вопросы касаются исключительно финансово-хозяйственной деятельности.
Что делать после получения уведомления?
Вот алгоритм действий для подготовки похода в налоговую по статье 31 НК РФ:
- Созвониться с инспектором по телефону, указанному в уведомлении, уточнив детали предстоящей встречи;
- Спросить его, можно ли ответить письменно пояснениями и отправить ответ по ТКС без личной явки;
- Подготовить все документы, относящиеся к сделке и начислению налогов по ней;
- Изучить их, освежив в памяти все детали, чтобы «не плавать» при разговоре с инспектором, иначе у него может сложиться впечатление, что сделка фиктивная;
- Необязательно идти в одиночку, можно взять с собою другого сотрудника, который сможет подробнее рассказать по теме уведомления (бухгалтера, финансового директора, менеджера, заключавшего договор и др.)
Положительным моментом во всей этой истории является то, что в НК РФ предусмотрен штраф за неявку в налоговую только для свидетеля. При этом налогоплательщик, вызываемый уведомлением, по закону не признается налоговым свидетелем. Соответственно, на него не распространяются упомянутые санкции.
Тем не менее, во избежание дальнейших проблем с ФНС, рекомендуем заранее обсудить с инспектором невозможность явиться на встречу. Поводом для неявки могут быть те же уважительные причины, которые мы уже обсуждали ранее в этой статье. В противном случае, в нарушение пп.7 п.1 ст.23 НК РФ, такое поведение сотрудники налоговой могут расценивать как препятствование законной деятельности должностных лиц.