У Леонида была завидная профессия — диспетчер в аэропорту. Хоть и не пилот, но все равно самолеты и небо — это всегда романтично! Работал он сутки через трое, так что у него оставалось время и на отдых и даже на подработки. На небольшом китайском грузовичке родителей он по городу развозил то мебель, то прочую строительную мелочь. Клиентов искал через Интернет, чаще всего на Авито, иногда пользовался специализированными сайтами грузоперевозчиков.
Чаще всего Леонид работал с частными лицами, потому документы никакие не составлялись. Но несколько раз Леониду приходилось оставлять свои паспортные данные у заказчиков: то в доверенности на получение досок их нужно указать, то в товарно-транспортную накладную где-то вписать, чтобы все оформить по правилам. Да, Лёня крутился как мог, но в принципе на судьбу не жаловался.
Первый звоночек прозвенел, когда Леонида вызвали в бухгалтерию аэропорта. Насупленная бухгалтерша спрашивала его, по какому-такому поводу ей пришло требование из налоговой, в котором запрашиваются документы относительно его скромной персоны. Инспекция истребовала все касательно Леонида: трудовой договор, его заявления, копию трудовой, и даже табель учета рабочего времени аж за два года!
Леонид совсем не разбирался во всех этих тонкостях, а потому бухгалтеру сказал, что ей лучше знать, зачем эти данные инспекторам, может это она чего не того отправляла в своих отчетах в налоговую. Бухгалтерша рассердилась и пригрозила пожаловаться начальству, но все запрашиваемые документы при этом в ФНС направила.
Несмотря на то, что всю вину Лёня свалил на бухгалтера, его очень стало волновать такое пристальное внимание со стороны налоговой инспекции. Возможно, они прознали про его подработку водителем, и теперь три шкуры готовы снять за неуплату налогов? Ведь он не был оформлен индивидуальным предпринимателем, а заказы выполнял лишь время от времени постольку-поскольку. Суммы приработок были совсем небольшие, налоги он с них не платил… Тревога поселилась в душе Леонида.
И вот грянул гром: в его почтовом ящике обнаружилась повестка из инспекции о вызове на допрос. Леонид нашел в повестке телефон инспектора и позвонил ему уточнить, по какому вопросу его вызывают. Ему кратко сообщили, что это относительно грузоперевозок, остальное он узнает в инспекции. Так и знал! Решил, что скрываться от налоговой бесполезно раз уж даже на работу ему писали, так что наш герой отважно пошел навстречу судьбе, а точнее на встречу с инспектором.
Откуда-то налоговик прознал буквально все: и про подработку, и про китайский грузовичек, и про дополнительные доходы. И казалось бы, чем еще можно удивить, когда тебя видят насквозь, словно на «финансовое МРТ» пришел, но вопросы показались Леониду очень странными. Его спрашивали о названиях фирм, про которые он слышал впервые, узнавали, где он познакомился с теми-то людьми, с которыми он никогда не знакомился вовсе. И дальше больше — показали транспортные документы с якобы его подписью! В документах действительно были вписаны его ФИО и паспортные данные, под которыми красовалась корявая подпись, проставленная неизвестной рукой.
Транспортные документы были выписаны незнакомой компанией совсем из другого города. Согласно этим бумажонкам, Леонид на грузовичке родителей (номер автомобиля тоже был вписан в соответствующей строчке) перевозил какой-то сплав, намотав при этом более 1500 км до другого города и обратно. Причем, судя по дате документа, поездку он осуществил в ночь одного из своих дежурств в аэропорту (инспектор спросил, как это он умудрился проделать такое, ведь согласно представленного бухгалтером табеля учета рабочего времени, он помогал самолетам садиться и взлетать). Леонид и сам хотел бы спросить — КАК? Попробуете ответить на этот вопрос? А мы, как всегда, разберем по полочкам ситуацию подробно на нашем сайте.
Почему Леонида вызвали на налоговый допрос
Очень часто обналичивание денежных средств идет через так называемые «транспортные компании». На деле грузоперевозки осуществляются физическими лицами на своих автомобилях, либо просто арендуется автомобиль с водителем у владельца «фуры». Водители часто никак не зарегистрированы, а деньги просят наличными.
Вообще, по нашему мнению, это замкнутый круг. Здесь не всегда цель уйти от налогов и получить вычет. Часто компаниям приходится таким образом «получать нал», чтобы банально заплатить водителям, которые официально не состоят на учете в налоговой инспекции. Ведь просто так средства из оборота компании не вывести.
С другой стороны, многие организации преднамеренно вводят «фирму-прокладку» между собой и водителями, чтобы получить вычет по НДС на суммы расходов за грузоперевозки. Ведь предприниматели и физические лица не являются плательщиками НДС, а потому при работе с ними организациям приходится нести дополнительные налоговые издержки.
Засветившись хоть раз в каком-либо заказе, оставив свои личные и паспортные данные, Леонид обрек себя на пристальное внимание органов. Этого, к сожалению, не может избежать ни один водитель.
Когда налоговая инспекция проводит камеральную или выездную проверку компании, она изучает его контрагентов. «Фирма-прокладка» сразу бросается в глаза нереальностью своих операций. По правде сказать, подделать реальность финансово-хозяйственной деятельности довольно сложно. Это только «обналичники» уверены, что они все продумали, а на деле каждый документ, каждая декларация и каждая операция по счету шита белыми нитками. Так что даже не очень опытный инспектор видит все ошибки и начинает проводить мероприятия налогового контроля в отношении данной фирмы.
Первым делом, конечно, запрашивает документы относительно сделок с проверяемым налогоплательщиком. Некоторые пытаются игнорировать требования налоговой и ничего не представляют, другие представляют пустые формы, третьи присылают документы с искаженными данными, которые понахватали отовсюду. Так они случается вписывают имена реальных частных водителей, которые действительно осуществляли когда-то перевозку.
Все сотрудники или нанятые лица, указанные в документах с сомнительным контрагентом, налоговыми инспекторами сразу «обрабатываются», т.е. проверяются по всем базам — это занимает считанные минуты, у полиции запрашивать ничего не приходится, т.к. налоги ведь считаются с имущества всех лиц, а значит все эти данные хранятся у налоговиков.
Также проверяются справки 2-НДФЛ, чтобы узнать не работает ли где-то это лицо. Если работает, то запрашиваются документы относительно этого лица у работодателя. Так и произошло с Леонидом, когда на него сердилась бухгалтер аэропорта. Кроме этого, проверяются декларации лиц, сдавали ли они их ранее для получения какого-либо вычета. Причем неважно, из какого региона лицо — база у налоговиков единая по всей стране.
В общем, о любом даже простом водителе налоговая порой может знать больше, чем он о себе сам. В случае Леонида налоговая, сопоставив полученный по требованию табель рабочего времени, и данные в «липовых» транспортных документах. Инспектор уже знал, что Лёня не мог в указанную дату ездить в другой город на своем грузовичке, но допрос проводил для подтверждения данного факта.
К счастью для Леонида, эта ситуация разрешилась в его пользу: инспекцией была доказана фиктивность данных грузоперевозок, соответственно, платить налог с них не пришлось.